Школа «Макарун» — базовая школа-партнер проекта «Паспорт большого человека», реализующая проект с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов на развитие гражданского общества.
Педагоги и тьюторы школы Макарун осуществляют поддержку и обучение учителей из школ-партнеров. МАОУ СОШ № 56, Нешкола Пряник, МБОУ «Косихинская СОШ», МБОУ «СОШ №34 с углубленным изучением отдельных предметов Старооскольского городского округа, МБОУ «НОШ №31», ДРЦ Сема и ОК Новая Школа, МБОУ «Псковская инженерно-техническая гимназия» начинают свою работу по проекту в первой четверти учебного года.
Методика заполнения «Паспорта» направлена на развитие навыков планирования учебной и социальной деятельности, самоорганизации и самооценки детей 7-9 лет.
«Паспорт» — личный дневник школьника, где он фиксирует все свои действия в течение дня, разнося свои повседневные дела и задачи по разделам «Я и Школа», «Я и Дом», «Я и Я». В процессе ребенок учится расставлять приоритеты, лучше ориентироваться в своих делах, быть самостоятельным и по-настоящему большим человеком!
С началом нового учебного года проект АНО ЦЭРТ «Паспорт большого человека» стартует в семи школах-партнерах!
30 августа для всех педагогов, занятых в проекте «Паспорт большого человека», с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов, состоялся первый вебинар. Чтобы научить ребенка ориентироваться в Паспорте и понимать, зачем он, собственно, нужен, педагогам предстоит разобраться в этом самим.
Логика последовательности блоков, учебный план занятий, сложности детей в работе с паспортом, поиск путей для поддержания мотивации и успеха.
Методика работы в проекте подразумевает, что каждый ребенок найдет свой ответ на вопрос «Что такое самостоятельность и для чего она нужна». Изучая утренние привычки разных людей, школьники сформируют свои личные списки утренних дел и будут отмечать их выполнение в паспорте.
В ходе вебинара учителя узнали тонкости методики, получили необходимые инструменты для успешной реализации проекта.
160 экземпляров Паспорта уже прибыли из типографии и отправляются в регионы России.
Во всех школах-партнерах проекта «Паспорт большого человека» прошли первые тематические уроки.
Для начала учителя решили разобраться вместе с ребятами, что такое самостоятельность и какая она бывает. Второклассники поразмышляли о том, насколько самостоятельным может быть школьник, за что он может отвечать в своей жизни сам, с какими делами справляться без участия взрослых.
Познакомившись с «Паспортом», ребята увидели список задач (почистить зубы, собрать портфель, застелить кровать) и обсудили, кто что уже умеет делать сам и насколько регулярно.
На первом уроке ученики заполнили титульные листы «Паспорта большого человека» и получили рекомендации от своих наставников.
Впереди несколько недель кропотливой работы. Чтобы Паспорт стал помощником, его нужно заполнять каждый день. Разумеется, ничего не утаивая!
Пока школьники заполняют паспорт, стараясь не забывать о самих делах, у них и формируются полезные привычки самостоятельного Большого Человека!
6 ноября прошел вебинар «Самостоятельность ребенка в начальной школы» в рамках программы «Паспорт большого человека» при поддержке Фонда президентских грантов.
Экспертом выступила Катерина Николаевна Поливанова, профессор, доктор психологических наук, преподаватель Высшей школы экономики и Научный руководитель Центра исследований современного детства.
Разговор шел об условиях взросления ребенка в современном мире. То, что раньше (30-40 лет назад) происходило само собой, сегодня требует специального направленного усилия.
Из жизни детей практически ушел опыт уличного досуга. А для развития самостоятельности требуется пространство свободного действия, неподконтрольного и нерегламентируемого взрослыми.
Как обеспечить баланс между родительским контролем и свободой ребенка?
Опекать или оставить в покое?
В новой реальности, когда «само собой» уже не работает, нужны новые способы тренировки самостоятельности.
По мнению эксперта Катерины Николаевны Поливановой «Паспопорт большого человека» — хороший инструмент в помощь родителям и учителям.
Работа с «Паспортом большого человека» завершилась во всех школах-партнерах проекта, реализуемого при поддержке Фонда президентских грантов.
Учителя провели 6 уроков на тему развития самостоятельности по блокам «Я и Дом», «Я и Школа», «Я и Я».
На уроках ребята выбирали героя, персонажа или историческую личность как пример самостоятельности, разбирали его качества и анализировали свои. А также составляли списки утренних дел и даже сочиняли манифест самостоятельности! Заключительные уроки были рефлексией учеников: «Почему я молодец!».
Ребята сами оценивали свои достижения, делились трудностями, гордились тем, чему научились. В ходе проекта учителя обменивались своими наработками, презентациями и наблюдениями.
Сейчас проходит анкетирование всех участников: учеников, родителей и учителей. На основе полученных данных можно будет говорить об успешности проведенного проекта «Паспорт большого человека».
Поддержку учителей на протяжении всего проекта осуществляли тьюторы семейной школы «Макарун» Елена Калинина и Владимир Мухин.
В ходе работы у учителей, конечно, возникали самые разные вопросы. Чтобы ответить на них, Елена и Владимир провели десять видеоконференций за два месяца.
«Как поддержать мотивацию ребенка, если в процессе работы она снизилась?» — один из главных и самых важных вопросов.
Тьюторы консультировали учителей, как работать с семьей, если мамы и бабушки снижали мотивацию ребенка тем, что привыкли делать все сами и «так им проще».
Сложности возникали и в блоке «Я и Школа» с самостоятельным выполннием домашнего задания.
Как мотивировать к саморазвитию, если все свободное время ребенок проводит наедине с компьютером или планшетом?
Как донести до родителей, что школа дает базовые знания, но освоить и закрепить их можно, лишь качественно и самостоятельно выполняя домашние задания? Ведь зачастую родители делают домашнюю работу вместе, а иногда и за своего ребенка, не оставляя ему права на ошибку, внушая, что получать можно только пятерки, а другие оценки — для неудачников. Боясь ошибиться, ребенок передает инициативу взрослому, перестает развиваться и взрослеть.
Это лишь малая часть вопросов, ответы на которые учителя и тьюторы искали и находили вместе.
«Паспорт большого человека» дает возможность осознанно подходить к обучению, бытовым сторонам жизни, повседневным делам, тем самым воспитывая в ребенке личность.
В типографию отправлен макет книги методических рекомендаций для учителей.
Руководство создано в помощь педагогам, планирующим развивать у младших школьников самостоятельность, представление о времени, умение организовать свой день. Это сборник конспектов вебинаров, проведенных приглашенными АНО «ЦЭРТ» специалистами и экспертами в рамках проекта «Паспорт большого человека».
Составители приводят конкретные примеры педагогических техник, ниструментов и упражнений, побуждающих детей к активности в развитии выбранных ими навыков. Все они направлены на формирование инициативной взрослой личности в каждом ребенке.
Педагогам предлагается разработанный план занятий, обзор страниц «Паспорта» с пояснениями. Ориентируясь на рекомендации, но при этом учитывая возраст, интересы, потребности и особенности детей конкретной группы, педагоги смогут выстроить эффективный образовательный процесс.
Не стоит забывать, что технология («Паспорт большого человека») предполагает активное взаимодействие педагогов, учеников и их родителей.
На заключительном этапе проекта «Паспорт большого человека» провели анкетирование всех участников: учителей, учеников и их родителей.
Родителям было предложено оценить, насколько изменилось бытовое поведение ребенка в семье, стал ли он более самостоятельным и, если да, то в чем конкретно это проявляется.
Педагоги оценивали, помог ли проект и участие в нем школьников интеграции родителей в педагогический процесс школы. Получилось ли у ребят стать более самостоятельными в школе и дома, в подготовке домашнего задания.
Анкеты для детей стали важной частью рефлексии. Ученики размышляли о том, справились ли они по своему собственному мнению, чему научились и что это даст в будущем.
Полученные от школ-партнеров анкеты будут тщательно проанализированы для того, чтобы проект «Паспорт большого человека» мог развиваться, помогать ребятам взрослеть.
Методичка по ПБЧ доставлена в школы партнеры
Сборник методических рекомендаций по применению технологии «Паспорт большого человека» получен школами-партнерами.
В сборник вошли инструкции о том, как построить работу на уроке, основанные на вопросах и ответах, возникших в ходе работы у его участников.
Методический материал дополнен конспектами вебинаров. «Формирование самостоятельности с точки зрения мозговой организации» — вебинар нейропсихолога Новиковой О.Д.
«Самостоятельность ребенка в начальной школе» — вебинар Поливановой К.Н., профессора из Института образования НИУ ВШЭ.
Сборник адресован не только педагогам. Подробные рекомендации были написаны для того, чтобы родители, решившие приобрести «Паспорт» для своего ребенка, могли правильно работать с ним самостоятельно.
Это уникальное пособие будет первым помощником для участников проекта в его дальнейшей реализации.
Завершив проект «Паспорт большого человека», АНО ЦЭРТ начинает работу с заявками, которые были поданы для участия, но не вошли в число первых инноваторов!
А значит, проект будет продолжаться в новых школах.
Пока же есть время проанализировать и принять во внимание опыт первых участников.
Заполнять «Паспорт» лучше поэтапно. Начинать нужно с блока «Я и Дом», и только, когда большая часть привычек будет освоена, переходить ко второму блоку «Я и Школа».
Больше всего сложностей возникло у младших школьников с блоком «Я и Я». Поэтому к нему стоит приступать в последнюю очередь. Ученики столкнулись с неумением хвалить себя за достижения.
Ответить на вопрос «Почему я молодец?» оказалось очень непросто. А ведь именно рефлексия — важная часть работы с «Паспортом» и с самим собой!